Петроглифы Хакасии

 

На выставке будут демонстрироваться копии древних петроглифов Хакасии художников из г. Абакана, С.Ф. Асочаковой, А.Ю. Аешиной, А.Г. Идимешевой, А.М. Карамчаковой, С.В. Кауровой и А.А. Тюкпиековой, выполненные на черной рисовой бумаге, по древнекитайской методике, модернизированной С.Г. Нарылковым.

Нарылков Сергей Геннадьевич – кандидат физико-математических наук, г. Абакан, Республика Хакасия. Занимается изучением истории, популяризацией и издательством книг и альбомов по наскальному искусству древней Хакасии. Автор нового метода копирования петроглифов на чёрной рисовой бумаге. В 2009–2016 гг. соавтор выставки «Лики древней Хакасии» демонстрировавшейся в Финляндии, Индии, Венгрии, Казахстане, Кыргызстане и Российской Федерации.

Хакасия страна легенд

Хакасия – живописный и гостеприимный край в Южной Сибири, овеянный древними легендами и сказаниями. Расположенная в географическом центре России, на границе Сибири и Центральной Азии, в среднем течении Енисея, Хакасия – это северный предел и укромный залив великого степного океана Евразии.

Уже почти три века ученые исследуют прошлое народов Сибири, дошедшее до нас в мифах, археологических памятниках и сюжетах древних наскальных рисунков. Хакасию иногда называют археологической Меккой Сибири. Святилища на горных вершинах, наскальные рисунки, развалины раннесредневековых замков и храмов, причудливые формы одиноко стоящих камней-менгиров представляют настоящую музейную экспозицию под открытым небом. Многочисленные стелы-мегалиты и сложные каменные конструкции курганов являются неотъемлемой частью ландшафта Хакасии.

Ученые различают два вида наскального искусства – выполненные краской писаницы и петроглифы, к которым относят выбитые, гравированные, прошлифованные  изображения. Они имеют самую разную тематику и разные ритуальное, мемориальное, знаковое значения. Древние рисунки встречаются почти на всех континентах, но Хакасия отличается особым их богатством и разнообразием, поэтому её часто воспринимают как оазис наскального искусства. Более ста петроглифических комплексов в Хакасско-Минусинской котловине позволяют создать прекрасную источниковедческую базу по решению многих аспектов развития древних культур.

Исследователями в Хакасско-Минусинской котловине выделяются эпохальные пласты изображений:  преднеолитический, неолитический, эпохи бронзы,  эпохи ранних кочевников  и эпохи средневековья.

Наскальное искусство древней Хакасии объективно отражает многие стороны и этапные события в жизни различных народов в определенные исторические периоды. Яркие и значимые образы древней эпохи Енисея распространяются  вплоть до Амура, Кореи и Китая. Столь близкое сходство сюжетов и манеры исполнения, несомненно, свидетельствует о культурной близости или иной связи народов этих регионов в эпоху бронзы. В более поздние эпохи сходство проявляется и в религиозной сфере – проникновение индоевропейского сюжета древа жизни и жертвенных коней, оленей или козлов, в близких атрибутах и системы шаманизма сибирского типа и т.п.

Методика копирования. Большой вклад в изучение петроглифов Хакасско-Минусинской котловины внес заслуженный художник России В.Ф. Капелько. В 1973 году он  работал в зоне затопления Красноярской ГЭС в археологической экспедиции. Чтобы спасти творческое наследие древних художников, безвозвратно уходивших под воду, он первый применил микалентную бумагу для копирования петроглифов. Микалентная бумага – это особый сорт бумаги, состоящей из длинноволокнистого первосортного хлопка. Эстампаж (франц. estampages "оттиснутые") – изображение на бумаге, плёнке или ткани перенесённое с помощью краски с рельефной поверхности скульптуры, камня, бронзы или керамики.

В Китае метод копирования изображений на рисовую бумагу для иллюстрации древних исторических артефактов из камня, керамики и бронзы был разработан более тысячи лет назад. Бумага «сюань», главным образом, используется в каллиграфии и живописи. Её изготавливают из коры pteroceltis tatarinowii, смешанной с рисовой соломой. Молодые художники из г. Абакана под руководством профессора из Пекина, Лю Фэнг Джу, освоили эту древнюю технику копирования. Но китайский метод копирования оказался очень трудоёмким. Требовалось нанесения не менее 60 слоёв чёрных густых чернил на белую рисовую бумагу, что затрудняло  использование этого метода в полевых условиях. С.Г. Нарылков на его основе разработал ускоренный метод копирования с помощью современных белых акриловых красок на рисовой бумаге чёрного цвета. Это позволило существенно  сократить трудоемкость и время изготовления копий и получать сразу прямые позитивные изображения петроглифов.

Способы копирования петроглифов В.Ф. Капелько, Л. Йыекалды, С. Георгиевской, С.Г. Нарылкова сегодня можно было бы отнести к опыту художественного копирования, по аналогии с художественной фотографией, и назвать современной археографикой. Такие эстампажи имеют  самостоятельную художественную ценность.

Неоархаика Сибири

В профессиональном изобразительном искусстве Сибири последних десятилетий появилось новое направление, связанное с влиянием на творчество современных художников историко-культурного наследия прошлого. Это направление живописи носит сегодня название сибирская неоархаика, реже употребляется слово археоарт, этноархаика, неомифология, космоархаика, этнофутуризм или археоавангард. Особенностью сибирской неоархаики является то, что это направление имеет мощные исторические корни содержательного, формального и пластического характера. Историк Ю.И. Ожередов пишет: «главная задача неоархаики – тревожить генную память зрителя  и вести его «по тропе предков», инициируя воспоминания о прошлом, вбитую в подсознание в форме архетипов  коллективного бессознательного... 

Посетители музея могут познакомиться с результатами древнекитайского способа копирования наскальных изображений Хакасии на рисовой бумаге и «разглядеть» новые удивительные детали на, казалось бы, общеизвестных, хрестоматийных наскальных изображениях древней Центральной Азии. А это значит, что «послания далеких предков» становятся для нас ещё ближе и понятнее.

Выставка работает до 17 декабря   2017 г.